воскресенье, 23 сентября 2012 г.

Я вас любил




* * *
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

1829







Я вас любил. Любовь еще (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги,
Все разлетелось к черту, на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее, виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! все не по-людски!

Я Вас любил так сильно, безнадежно,
как дай Вам бог другими - - - но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит - по Пармениду - дважды
сей жар в груди, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
 коснуться - "бюст" зачеркиваю - уст!*


«Двадцать сонетов к Марии Стюарт» – цикл стихотворений Иосифа Бродского, написанный автором в 1974 году. Первым и явным адресатом этих стихов является Мария Стюарт, королева Шотландии. Ее скульптурное изображение лирический герой увидел в Люксембургском саду в Париже. С образом Шотландской королевы связано и другое воспоминание поэта: кинофильм «Сердце королевы», где роль Марии Стюарт исполнила актриса Сара Леандер.

Второй адресат произведения – персона, сокрытая в поэзии Бродского под инициалами М.Б. Ей посвящена большая часть любовной лирики поэта. Цикл создает двойственность обращений: любую фразу можно отнести одновременно и к королеве-киноактрисе-статуе, и к далекой возлюбленной, которая столь же недосягаема для автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий